Гуру бхакти

Бхакта Бандхав

Этикет и то, что за его пределами

Строгие нравы

Шрипад Премананда Прабху

19 ноября 2013 года

(Лекция началась с вопросов и ответов…)

Вену-гопал прабху (Англия): Вы говорите на очень возвышенные темы, но сейчас я спущусь пониже.

Шрипад Премананда Прабху: В канализацию?

(Смех)

Вену-гопал прабху: Я сам в канализации. Но я спрашиваю не о ней, а о том, что повыше.

Как только я пришел в матхурский храм, я сразу понял необходимость соблюдения вайшнавского этикета. Там можно было очень быстро научиться, потому что за малейшую провинность брахмачари сразу кричали или били.

Шрипад Премананда Прабху: Да, у меня всегда наготове была палка в руке. Я ходил в магазин и покупал овощи, и если кто-нибудь брал для себя, без спроса огурец, цветную капусту или что-то другое, я не мог этого терпеть и сразу же бил так сильно, что человек запоминал на многие жизни. Однажды во время Картики на программе Шрилы Гурудева в Моди-бхаване был один русский преданный. Брахмачари, которые служили на кухне, все раздали, помыли посуду и наконец сели сами принимать прасад в половину одиннадцатого или в одиннадцать вечера. Этот русский преданный после посещения туалета прошел через линию прасада, разбрызгивая воду из своей обуви прямо на тарелки брахмачари.

Я попросил его: «Пожалуйста, не ходи в обуви там, где принимают прасад». Однако он не услышал. Он снова прошел там в своей обуви после туалета.

Я сказал: «Ты слышал меня?»

Он что-то вспылил в ответ.

«Откуда ты такой взялся? — спросил я. — Что ты о себе возомнил? Ты не видишь, что брахмачари принимают прасад, а нечистая вода и грязь с твоей обуви попадают на их тарелки?»

Он испугался и убежал, закрывшись в комнате на замок. Следующим утром я караулил его. Ждал, ждал… Ох! Как же сильно я побил его. Никогда не забуду.

(Смех)

Я был очень строгим. Поэтому все тоже были очень серьезными и все делали правильно. Но потом я очень расстроился. Почему? Новым людям обо мне будут очень плохо отзываться: «О, он жестокий, словно мясник», и введенные в заблуждение, люди создадут много групп. Я был очень огорчен.

Я хотел, чтобы каждый прогрессировал и учился должным образом уважать всех Вайшнавов. Я желал, чтобы все обучались чему-то, становились квалифицированными и завязывали отношения с Гуру-пада-падмой. Наблюдая все это в течение долгого времени, я подумал: «Хорошо, я буду думать за себя, зачем я должен думать за всех?» Но все разделились.

Раньше Шрила Гурудев тоже был очень строгим и серьезным, и все брахмачари были серьезными. Они обрели квалификацию, потому что у них был такой пример. Сейчас брахмачари никого не уважают, не знают вайшнавского этикета и не имеют никакого представления о том, что значит быть страшим или младшим. Они становятся как беспризорные.

В вайшнавизме нет зависти

Когда человек получает наказание, это означает, что он находится под опекой. Тот, кто наказывает нас, очень милостив и действует как покровитель, авторитет. В вайшнавизме нет зависти. Это не так, как в обычном мире. Нельзя сказать, что Вайшнавы наказывают или бьют вас из-за зависти. Они будут наказывать, бить, а потом служить вам и будут в миллионы раз ближе к вам. Но сейчас это утеряно.

Некоторым, кто сильный, одному, двум или трем последователям я скажу. Но я не буду говорить другим. Почему? Если я скажу им что-нибудь, они подумают: «Он мой враг. Он не любит меня. Он оскорбляет меня перед всеми».

Не стерпев, они будут говорить дурные вещи и начнут критиковать. И тогда потеряют свою жизнь. Поэтому я подумал: «Лучше хранить молчание. Молчание — золото». Я могу умолять их, чтобы они следовали, и, если они следуют, это хорошо для них, а если нет — что поделать… Одна жизнь пройдет, следующая, как прошло уже много жизней. Десять жизней пройдет, и однажды они исправятся и очистятся.

Раньше ни я, ни Шрила Гурудев не стали бы терпеть. Раньше мы были очень строгими — и всем приходилось неукоснительно следовать всем правилам и этикету. Сейчас я прошу всех воспевать, учить шлоки и киртаны, приходить на киртаны.

В былые времена если кто-нибудь не приходил на киртан, тогда сначала мы присматривались, и если такое повторялось два или три раза подряд, тогда я говорил: «Пожалуйста, возвращайся домой или туда, где тебе нравится, но не оставайся в храме. Если ты хочешь остаться здесь, то должен следовать храмовому этикету, а если не хочешь следовать — уходи».

Иногда Шрила Гурудев звал и предупреждал: «Не желаешь следовать этикету храма — иди в другое место, но не оставайся здесь».

Он был очень строгим. Тогда оставалось четыре, пять или шесть человек, и не было  проблем, потому что они были очень серьезными.

Нужно вместе делать служение

Сейчас если один человек делает чапати, никто к нему не присоединится, а если один моет посуду, тогда никто больше не подойдет. Он что, раб? Все едят, живут здесь какое-то время, но почему никто не хочет разделить ответственность за служение?

Зимой, когда очень холодно, если каждый помоет хотя бы одну кастрюлю, вся посуда будет вымыта за минуту. Если старшие ничего не делают, они теряют все свое сукрити. Поев, они уходят, и никто не убирает после прасада. Раньше я спорил с тремя-четырьмя брахмачари за то, кто будет мыть.

Я говорил: «Я мою!»

А другой говорил: «Нет, я мою!»

Тогда я мыл, а он говорил: «Это моя территория!»

Я говорил: «Это моя территория».

«Это моя кастрюля».

«А это моя кастрюля».

Шрила Гурудев, увидев, что мы спорим, брал палку и бил нас.

(Смех)

Мы должны распределять служение: мытье алтарной, посуды и работу на кухне. Раньше мы делали это. Сейчас брахмачари едят и убегают, прячась по комнатам. Кто будет убирать? Кто вымоет посуду? Они не стирают свою одежду по многу дней.

Я спрашиваю: «Твоя одежда грязная и плохо пахнет. Сколько месяцев ты ее не стирал?»

(Смех)

«Нет-нет, это хорошо для меня. Я вайраги. Я практикую вайрагья-видью (науку отречения). Это хорошо».

Это не вайрагья-видья, это крэйзинес-видья и лэйзинес-видья [сумасбродство и лень].

(Смех)

Мы должны всегда соблюдать чистоту, это благоприятно. Если мы опрятные и чистые, свежие и цветущие, благородные и спокойные, тогда все будет правильным[1]. Теми, кто живет в грязи, управляет гуна невежества (тамо-гуна). Они будут ленивыми и сумасшедшими. Это не дом, где заседает правительство. Это наша семья Бога и Его центр.

Когда мы надлежащим образом следуем правилам этикета Вайшнавов, это очень помогает нам в продвижения по пути бхакти. Когда мы действуем с любовью и заботой, это не просто сукрити или шубха-карма, это непосредственно помогает нам продвигаться в бхакти. Мы  должны выполнять служение не как приказ, словно рабы, а с любовью. Все нужно делать для счастья гуру-варги. Наблюдают за нами или нет, мы должны служить бескорыстно.

Пуджьяпад Шрила Бхактиведанта Тривикрама Госвами Махарадж возвращался во время Враджа-мандала-парикрамы  или Навадвипа-дхама-парикрамы раньше всех и ходил чистить все публичные туалеты.

Он говорил: «Преданные приедут, а туалеты очень грязные».

Как у него получалось чистить так много туалетов в одиночку? Любого, кто был рядом, он учил: «Эй, бестолковый! Иди сюда. Бери веник. Ты ни за чем не смотришь. Ну-ка чисти туалет!»

Он организовывал группу, и вместе они чистили стоки, туалеты,  душевые, холлы и все остальное. За один час он успевал вычистить все перед возвращением парикрамы. Он говорил: «Я очень удачлив, что у меня такое служение». Когда он делал это, молодые, видя его, конечно, помогали.

Если у нас нет отношений, с этим ничего не поделаешь, но как мы будем развиваться? Каждый должен думать об этом и тогда никогда не будет никакого напряжения. Придет энергия, и никто не будет слабым или отчаявшимся.

Иногда я очень болею, и мое тело мне не помощник. Я думаю: «Ох, сегодня я буду отдыхать и не пойду на парикраму», потом: «Но, если я не пойду на парикраму, тогда я не смогу воспевать в брахма-мухурту. Я потеряю это время, и дальше пойдет по накатанной. Я должен пойти».

Первые десять минут я чувствую очень сильную боль. Спустя час не легче. Но затем энергия так или иначе приходит и я могу совершать парикраму. Когда вы игнорируете что-нибудь, это уходит и не возвращается.

64 круга — 64 составляющие бхакти

Каждый день нужно обязательно повторять 64 круга. Если вы очень тверды в этом, тогда Кришна даст вам время, чтобы вы могли исполнить свой обет. Он даст вам возможность и вы непременно каждый день будете завершать свои 64 круга.

Однако если вы не обещаете воспевать 64 круга и не стремитесь к этому, тогда у вас и за месяц ни разу не получится сделать это. Один день повоспеваете что-то, а в другой день ничего. Иногда будете повторять вашу гуру-мантру, а иногда нет. Это называется беззаботность. Так вы никогда в жизни не будете прогрессировать. Всегда будьте сильными и серьезными. Это и садхана и медитация. Тогда вы будете связаны с духовным миром. Вы будете также думать: «Он всегда помнит меня и никогда не забывает».

Вчера я спрашивал: «Почему мы воспеваем так много Харе Кришна маха-мантры? Зачем каждый день повторять 64 круга?»

Существует 64 составляющих бхакти. Когда мы воспеваем 64 круга даже без глубокой молитвы, Бхакти-деви организовывает для нас все, чтобы мы могли следовать всем этим составляющим естественным образом. Если вы всегда будете повторять 64 круга, тогда 64 составляющие бхакти одна за другой придут и помогут вам. Они сделают вас сильными и вы все осознаете. Сначала необходимо приложить усилия. Как вы вообще собираетесь продвигаться, если не стараетесь и ничего не делаете?

Когда серьезно повторяете гаятри и ваши мантры, даже не понимая их значения,  благодаря серьезной практике вы все осознаете. Если это не приходит, тогда Гуру и Вайшнавы, видя ваши искренние усилия, помогут вам получить реализацию. Они позовут вас и все объяснят. Мантра-девата придет и поможет вам. Это не шутка и не спектакль. Это самая настоящая правда.

[1] игра слов: нит энд клин, фрэш энд грин, вайт энд квайт, энд зэн эврисинг из райт (neat and clean, fresh and green, white and quiet, and then everything is right).

Как вести себя в храме

Вену-гопал прабху: Если вы не поправляете кого-то, даже в простых правилах… Например, когда мы обходим вокруг алтаря, старшие должны идти первыми, но я вижу впереди много новых людей; много преданных в белом идут впереди, не оказывая почтения брахмачари в шафране. И они ставят тарелки с прасадом прямо на асаны. Потом эти асаны станут оскверненными (джута), и все, кто сядет на них, совершат сева-апарадху. Существует четыре или пять простых подобных правил, и если вы или кто-то еще не обучит этому, тогда никто не будет следовать. Разве это теперь не имеет значения?

Шрипад Премананда Прабху: Это должен объяснять настоятель храма. Это необходимо. Сейчас за храм отвечает Гиридхари. Если он не обучает этому тех, кто приходит, он и виноват. Он будет страдать.

(Смех)

Моя сева — другая

Я сказал Гиридхари, что он ответственен за храм и каждый должен спрашивать у него, что делать, а также оказывать ему надлежащее уважение. Он позаботится и возьмет ответственность. Почему? Я здесь надолго не останусь. Кроме того, жизнь я посвящаю теперь своему служению. Я больше не могу смотреть за всем. Мое служение другого плана. Всем, кто близок мне и кто приходит ко мне, я помогу обрести это служение. Сейчас я уже не могу обучать этим правилам, этикету и всему остальному. Иногда я могу обратить на это внимание, но в основном у меня нет времени.

Где я? Гурудев дал мне кое-что… Раньше он мне говорил: «Не беспокойся. Делай это и то, следуй и в один прекрасный день ты возвысишься над всем этим». Сейчас я не помню, где храм, где я, что я ем или куда я иду. Я ничего не знаю, все идет по привычке. Я сижу, но где я — я не знаю. Я сплю, но не знаю, где я. Иду воспеваю, но мне неведомо, где я. Иногда иду очень быстро, а иногда … ох, так медленно! Я сам удивляюсь. Что я делаю иногда? Невозможно объяснить. Но гуру-варга очень добра. Что со мной будет дальше, я не знаю. Я не знаю, останусь ли я в комнате, или окажусь на улице, или буду всегда блуждать, словно сумасшедший, тут и там.

(Смех)

Не могу себя теперь контролировать. Я стал неуправляемым. Без воспевания я несчастлив, но если я не сплю — нет проблем. Не ем — нет проблем.

Раньше я думал: «Если не поем, силы не будет. Если не посплю, буду уставшим». Но это время прошло. Сейчас у меня нет больше напряженности.

Я не могу больше смотреть за всем. Я не объясняю мое положение, где я, но иногда мне приходится говорить что-то. Иногда я в антар-даше (внутреннем сознании, состоянии полного самадхи — прим.ред.), иногда в ардха-бахья-даше (наполовину во внешнем сознании- прим.ред.), а иногда в бахья-даше (внешнем сознании- прим.ред.). Люди не могут понять это. В бахья-даше я вижу много вещей и лиц. Но я не смотрю в эти лица. Сейчас передо мной много лиц, но для меня все это как фильм. Это не реально. По сравнению с настоящей реальностью, находясь там, я все вижу здесь подобным спектаклю, словно картину перед собой, много юношей и девушек. Вы не поверите. Вы не можете это понять. В бахья-даше вот так.

В ардха-бахья-даше я всегда погружен в ставы, стути и харинаму. Я памятую гуру-варгу, их вани, лекции и различные шлоки из «Шримад-Бхагаватам», и приходит осознание. На самом деле я не знаю, что в этих книгах или шлоках передо мной. Я ничего не знаю. Когда что-нибудь приходит по вдохновению, я говорю это. Я смотрю комментарий к книге и вижу: в самой книге нет ничего из того, что я говорил. Это что-то другое. Я сам себе удивляюсь. Во время лекции я думаю: «Что я говорю такое? Здесь этого нет!» Но когда я читаю другую книгу, я вижу, что это все написано там. Откуда это приходит, кто дает это? Я не знаю. Это ардха-бахья-даша.

В то время, когда я в антар-даше, я понимаю, как гуру-варга присутствует в этом мире. В это время тело подобно отдельной от сознания конструкции. Оно только как видимость. Когда вы говорите, что это плохой этикет, я (пауза и хлопок) хлопаю и смеюсь.

(Смех)

«О, он что, сумасшедший? Почему он говорит о плохом этикете? Это хороший этикет!»

(Смех)

Они не могут понять это состояние. Когда кто-нибудь танцует, я вижу: «О, они танцуют так хорошо!», как, например, вчера в раса-пурниму все танцевали, а он пел «Вараджа-випине ямуна-куле».

Я думал об этом весь день и всю ночь:

вараджа-випине ямуна-куле

манча манохара шобхита пхуле

«В рощах Враджа на берегу Ямуны стоит множество великолепных тронов, украшенных цветами».

Потом это вдохновение пришло к нему, и он запел этот киртан. Я молился:

бхаджами радхам аравинда-нетрам

смарами радхам мадхура-смитасьям

вадами радхам каруна-бхарадрам

тато маманьясти гатир на капи

«Я поклоняюсь Шримати Радхике, чьи глаза подобны нежным лепесткам лотоса. Я памятую Шримати Радхику, лицо которой украшено ласковой улыбкой. Я говорю о Ней — Той, чье сердце тает от сострадания. В моей жизни нет иной цели, кроме служения Ей».

… а он, вдохновленный, пел это. Когда он пел во время киртана маха-мантру, это вдохновение пришло к нему. Я подумал: «О, сегодня мне очень повезло. Сегодня во Вриндавана-дхаме, во время раса-пурнимы, эта раса проливается здесь, и тот, кто пьет ее нектар, очень удачлив. Они танцуют, танцуют, танцуют без остановки!..»

Откуда приходит эта энергия? Кто дает ее? Поэтому я не могу сейчас смотреть, кто осквернен, чьи остатки прасада, кто говорит, шутит, ломает, разрушает. Теперь если брахмачари разрушат все, украдут, сломают, подожгут здание и уйдут…

(Смех)

Настроение предания

… у меня нет беспокойств. Ни напряжения, ни головной боли. Делайте, как вам нравится. Это ваш выбор. Я знаю, что Махапрабху здесь, Радхарани здесь, Кришна — Они устроят завтра что-нибудь другое. Если Он пожелает, Он может разрушить все, а может и дать все. А если Он не даст, чего тогда беспокоиться?

Иначе я бы не смог справиться с управлением храмами в Матхуре, на Говардхане, во Вриндаване, храмом Дурвасы и других… Сколько же там было тяжелого труда! Откуда мы собирали пожертвования и сколько нужно было приложить усилий, чтобы все шло своим чередом? А потом я оставил все и приехал сюда, в джунгли. Обычные люди никогда не вытерпят этого. Они заведут судебное дело и будут так много сражаться. У меня нет такого желания и стремления к этому — и поэтому нет напряжения. Я очень счастлив. Почему? Я вижу много преданных, много Вайшнавов. Кого посылает Гурудев, кто приходит, кто что-то дает, как все это поддерживается, я не знаю.

Иногда в моем кармане нет денег. Ни копейки. Я думаю: «На что мы купим продукты на завтра?» Кто придет, кто даст, как все обеспечить — это его головная боль. Сейчас у меня нет этого беспокойства. Он дал очень хорошее вдохновение и кое-что очень ценное, поэтому я думаю: «Когда я оставлю все здесь и буду служить ему там вечно?

Прежде я просил: «Пожалуйста, пожалуйста, позволь мне уйти первым и устроить все к твоему приходу». Он ответил: «Нет! Я прокляну тебя, чтобы ты оставил тело и стал призраком, а затем я вытащу тебя».

Он всегда говорил очень строго. Но сейчас я понимаю свое счастье и огромную удачу. Он ушел, но послал много преданных. Этот киртан, хари-катха, лекции и программа — все проходит очень гладко, без ссор и скандалов. Проблемы появляются — он отправляет нас куда-нибудь еще, а оттуда в другое место. Он бережет и защищает нас, дает нам хорошие возможности совершать бхаджан. В то время, когда мы были в Джаганнатха Пури, все там проходило хорошо.

Однажды, когда мы посетили Бангалор, Синдханур, была устроена большая программа и пришло много людей. Куда бы мы ни поехали, все устраивается. В Навадвипе наши программы проходят в доме Партхи, в саду. Киртан продолжается много часов и все танцуют. В храме они не дают мне ни комнаты, ни места на сцене. Они никогда не приглашают на сцену дать лекцию наряду со всеми. Однако я сижу в саду у Партхи, и они тут как тут — тоже приходят и дают лекции. Но я не завидую. Я вам серьезно говорю, в моем сердце никогда не горит огонь зависти.

Кто все это делает? Гуру-пада-падма дает эту очень хорошую возможность. Он дает нам эту милость и очень сладкий нектар. Поэтому у меня нет беспокойства или зависти. «Если хотите, приходите и давайте лекции здесь». Но меня они никогда не зовут туда. Я им сцену прекрасную делаю, украшаю ее большим количеством цветов. Я устраиваю все это, но они никогда не зовут: «Ты приходи». Они никогда не скажут: «Пожалуйста, приходи в день явления Шрилы Гурудева, расскажи хари-катху». Никогда. Но где бы я ни говорил, они бегут туда, садятся и дают лекцию. Какая проблема? Я думаю: «Гурудеву это нравится. Кришне нравится. Почему я должен переживать?» Тогда я слушаю, но на самом деле я не слышу, я памятую другое.

(Смех)

Правда. В этот момент я думаю:

гаура амара, дже-саба стхане, корало бхрамана ранге

се-саба стхана, херибо ами, пранайи-бхаката-санге

«Вместе с дорогими преданными Господа я обойду все места, которых коснулись лотосные стопы Гауранги Махапрабху».

Просыпаюсь и бегу

Поэтому в полночь, в час или в два часа ночи я просыпаюсь и бегу. Куда? Иногда я хожу один в Нрисимха-палли, иногда в Видьянагар, или Мамагачи, или в Рудрадвипу, Туласи-дангу, кутира паду и множество других мест. Идет за мной кто-то или нет — меня это не волнует. Много раз я ходил один на парикраму, а сейчас многие идут за мной следом. Я не переживаю. Я молюсь и повторяю свои ставы и стути, не оглядываюсь назад. Я просто больше не вижу это. Мой взгляд устремлен в другое. Как же там сладостно! О, если вы на самом деле обретете милость Гурудева, тогда вы поймете это, и ваша жизнь будет успешной.

Я не беспокоюсь о том, что я ношу, ем, где я сплю, что приходит и что уходит. Ум покинул меня, поэтому нет и волнений.

(Смех)

Правила поведения в храме — это другое дело. Когда новые люди только приходят в храм, первым делом им нужно выучить этикет. Я буду счастлив, если кто-то возьмет на себя ответственность за их обучение. Если преданные берут ответственность, тогда они получат бхакти, а если они безответственны, тогда потеряют бхакти.

Ответственность — основа бхакти

Иногда я говорю Гиридхари: «Пожалуйста, присматривай за всем, все проверяй». Я говорю Абхираму и многим мальчикам: «Пожалуйста, следуйте Гиридхари. Заботьтесь обо всем. Закрывайте ворота на ночь, убирайте посуду. Гурудев не будет счастлив, если ко всему этому небрежно относятся. Ответственность — основа бхакти. Тогда вы будете прогрессировать».

Живя в Матхуре, я не только должен был закрывать входные двери, но и готовить, убирать, покупать все, собирать пожертвования — и не только в одном храме. Во всех храмах. Я не только сам делал, но и обучал преданных, а затем передавал храмы в их управление на Говардхане, во Вриндаване. Долгое время ездил ранним утром из Матхуры в храм Рупа-Санатаны и служил там весь день, а поздно вечером возвращался обратно. После того, как я обучил их всему и все организовал, они смогли сами все поддерживать.

В Навадвипе я жил один-два года и организовал все. Кришна-карунья знает все это. Мы ходили на бхикшу, собирали цветы, делали гирлянды и выполняли все служение. Иногда мы были в Бхуванешваре, иногда в Пури. Нам повезло, в Пури теперь есть Вамшивадан Прабху, который очень прекрасно обо всем заботится, а в Навадвипе — Мадхусудана, хороший брахмачари. Они взяли на себя заботу о храме — и я очень доволен. В Рупа-Санатане Шрила Шридхар Махарадж и другие заботятся. Это хорошо. Какое может быть беспокойство для меня? Здесь [в Шри Радха-кундже] тоже. Всякое место, где следуют бхакти, очень благоприятно.

Иногда Кавираджа Прабху из России, который со мной долгое время, ездит в Россию. Там он проводит киртаны утром и вечером и регулярно дает лекции. Тогда я очень счастлив. Почему? Все идет естественно. Если вы следуете правилам и предписаниям бхакти, тогда все будет хорошо для вас.

Я наказал Гокулу брахмачари из Германии: «Не думай, что ты один. Езжай в Штутгард, Берлин, в Италию и другие страны, и куда бы ты ни поехал, совершай киртан утром, памятуй и почитай гуру-парампару и вечером тоже совершай арати, киртан».

Когда мы переезжаем из одного места в другое на поезде или в автобусе, мы должны также совершать киртан. Раньше, когда я ездил из Матхуры на парикраму по Говардхану, со мной было несколько брахмачари, всю дорогу в автобусе (или на крыше автобуса) мы пели киртан. Первую половину Говардхана-парикрамы мы воспевали, а вторую половину — молились, повторяя ставы и стути, а затем в автобусе снова совершали киртан.

Где бы вы ни следовали бхакти, Бхакти-деви будет вдохновлять вас и давать вам хорошее общение. Все будет благоприятно. Никакие проблемы не придут в вашу жизнь. Все автоматически организуется. Но если даже у вас появятся другие желания, которые начнут уводить в сторону, Кришна поможет и вернет вас назад.

Верьте в Гуру Махараджа. Я никогда не считаю, что потерял Гурудева или что я далеко от него. Я вижу, все преданные рассказывают хари-катху и мое сердце тает… Я памятую Гурудева все больше и больше.

«О, насколько же ты добр ко мне! Очень большим наказанием для меня было бы остаться одному. Моя жизнь бы закончилась».

Это и есть дикша

Когда приходят новые преданные и я вижу, сколько у них почтения и веры, тогда я еще более счастлив. Мне неважно, у кого вы получили дикшу и харинаму. Не моя обязанность давать это. Свакия-дикша — это одно, а паракия-дикша — другое. Те, кто любит и уважает меня, и кого я люблю, — мои, а я — их. Это отношения. Отношения с Госвами и гуру-варгой такие же. Какие ученики были у Шрилы Рупы Госвами, Шрилы Дживы Госвами и т.д.? У вашего Гуру Махараджа прежде не было учеников, но все были с ним. Почему? Он любил нас, а мы почитали его. Тогда какие проблемы? Он принял нас, а мы приняли его. Это дикша. Это Гуру. Он пленил нас своей любовью, и его сила влечет нас, он обладает акаршана-шакти, привлекающей силой. Мы все остались с ним, и эти отношения более крепкие, чем в любой мирской семье. Он думает о нас и мы думаем о нем.

Гуру-варга усиливает наше желание следовать правилам и предписаниям бхакти. Если у нас нет отношений, мы думаем: «Это мой сын, мой внук, моя семья, мой ученик, ученик моего ученика, а все другие не в моей семье». Это не Вайшнавизм и не правила бхакти. Мне неважно, где вы получили дикшу. Это ваше дело. Ваше собственное дело.

Моя задача — как помочь вам правильно следовать бхакти и достичь сварупа-сиддхи, духовного совершенства. Каким правилам и предписаниям вы следуете?

Моя обязанность — направить вас в нужное русло. Я буду следовать, практиковать — и вы естественным образом будете следовать. Тогда вы поймете вашего Гурудева и ваше служение, ваше положение, и через некоторое время увидите, что все мы в вечном мире как одна семья. Там нет беспокойств. В этом мире все стремятся разделиться на какие-то группы. Но там такого нет. Какая семья там? О! Когда вы осознаете это, все поймете. Это очень сладостно. Ок, время идет. У кого-нибудь есть еще вопросы?