Гуру бхакти

Бхакта Бандхав

Снана-ятра

Премананда прабху

2 июня 2015 года

Сегодня проходит фестиваль под названием Снана-ятра. Чтобы понять суть этого праздника, необходимо следовать Шриману Махапрабху, нашей гуру-варге, Гуру-пада-падме и расика Вайшнавам. Их милость – главное богатство в нашей жизни.

Когда Чайтанья Махапрабху встретился с Раманандой Райем на реке Годавари, Он спросил: «Если Кришна больше всех любит Шримати Радхарани, почему Он не увел Ее на глазах у всех гопи

Шримати Радхарани первой ушла с танца раса. Кришна и все враджа-деви еще танцевали, но Радхарани исчезла. Страдая в разлуке, Он не раздумывая последовал за Ней, хотя гопи это причинило сильную боль. Кришна – одинокий и страдающий Парабрахман, если рядом нет Его шакти. Он думал: «Где же Она?», но нигде не мог Ее найти. Тогда Он решил заиграть на флейте, понадеявшись: «По мелодии флейты Она поймет, как Я страдаю, и смилостивится, даст Мне даршан». Кришна пытался вывести мелодию на флейте, но, увы, пальцы не слушались Его, и флейта выпала из рук… Без радха-шакти Кришна был бессилен. Повторяя про Себя «Радхе, Радхе, Радхе», Он обрел Ее настроение и начал повторять «Кришна, Кришна, Кришна».

Кришна всегда воспевает имена Шримати Радхарани и памятует Ее славу, и сердце Его тает в разлуке. Взгляд Его устремлен в одном направлении: «Где Радхарани?», а ум занят мыслями: «Как же Мне встретиться с Ней? Что Я сделал не так? Как попросить у Нее прощения?» И тогда Кришна принимает облик Джаганнатхи.

Шрила Бхактивинода Тхакур поет:

шата-коти гопи мадхава-мана ракхите нарило кори’ джатана

вену-гите даке радхика-нама, «эсо, эсо, радхе!» дакайе шьяма

Его окружали сотни тысяч гопи, но без Шримати Радхарани танец раса сразу прекратился. Кришна отправился на поиски, думая только об одном: «Где Радхарани?»

В Дварака-пури царицы обратились к Рохини Мате: «Какой же притягательной силой обладает Шримати Радхарани! Пожалуйста, расскажи нам немного о Ее любви. Воспевая “Радхе, Радхе”, Кришна день и ночь проводит в слезах. А если Он видит кого-то в синем сари или что-то напоминает Ему о Ней, Кришна плачет и взывает к Радхарани».

Тогда Рохини Мата начала рассказывать о славе Шримати Радхарани. Чем Она занимается по утрам? Она омывает Кришну. Не думайте, что абхишека – это просто купание в воде. Божественный душ нежной любви Шримати Радхарани охлаждает Кришну, делая Его счастливым. Что Она дает? Карунья мрита-дхара-снану. Это первое омовение, «душ» милости. Однако карунья – это не только милость и благословения, это праная, любовь. У премы существует много градаций: снеха, мана, праная… Эта пранаягадха-анурага, глубочайшая любовь.

Круглые сутки гопи думают о благополучии Кришны. Любовь вдохновляет враджа-деви совершать самое разнообразное служение. Эту любовь невозможно описать словами или подобрать для нее какое-то сравнение. Ранним утром Шримати Радхарани омывает Его карунья мритой. Для этого Она заранее готовит глиняные кувшины с особой водой. По вечерам Шримати Радхарани вместе с манджари собирают росу: они расстилают на полях Враджа хлопковые ткани, и, когда те намокают, выжимают росу в горшки. Они собирают также дождевую воду, воду из водопадов и цветочную росу. Всевозможные виды трав они замачивают в воде, заботясь о здоровье Кришны.

Гопи режут на мелкие кусочки тонкие золотые пластины, заворачивают их в особые листья, кладут внутрь маленьких глиняных горшочков, маленькие укладывают в большие горшки и затем на всю ночь ставят их на коровьи лепешки, которые хорошо и долго горят. Этот процесс повторяют на протяжении семи дней, пока, наконец, золото не превращается в пыль. Подобным образом враджа-деви получают серебряную, жемчужную пыль и пыль из драгоценных камней. Шримати Радхарани добавляет ее в напитки и другие блюда для Кришны, смешивая ее с чистым гхи и медом. Перед омовением враджа-деви умащают Его тело золотой пылью, а после наносят на него пасту из чанданы и камфоры, что приятно охлаждает в самый зной. Вода, которую они используют для омовения, также непростая: от нее исходит аромат роз, бели, маллики, гандхараджи, раджини-гандхи, чампы и других цветов. Враджа-деви собирают эти цветы в ткань и на ночь накрывают ею горшок с водой, а к утру вода пропитывается цветочными ароматами.

Янха янха нетра паде танха кришна спхуре – все, на что бы Шримати Радхарани ни бросила взгляд, Она наделяет желанием служить Кришне. С огромным смирением Шримати обращается к манджари: «Вы можете служить Кришне лучше Меня. Вы знаете гораздо больше». Ее карунья-шакти посылает манджари служить. «Ваши ручки такие нежные, а глаза такие красивые. От вашего тела исходит изумительное благоухание… Идите служить Кришне», – говорит Она им.

Каруньямрита-дхара-снана – это не только омовение. В Нанда-бхаване Шримати Радхарани устраивает все для счастья Кришны. Прежде чем Он выходит из комнаты, Она заботится о том, чтобы дворец наполняли приятные ароматы. Шримати Радхарани делает всех очень счастливыми, вдохновленными и готовыми служить Кришне. Враджаваси, птицы, животные, атмосфера и даже погода – все готовы радовать Кришну. И, когда Кришна выходит дать даршан, все светятся от счастья.

Рассказывая об этом, Шрила Гурудев плакал… Подобные темы возможно осознать в самадхи, медитируя на ашта-калия-лилу, а для этого необходима особая милость, карунья мрита-дхара, Шримати Радхарани.

Кавираджа Госвами описывает три вида абхишеки, которые проводит Шримати Радхарани: каруньямрита-дхара, таруньямрита-дхара и лаваньямрита-дхара. Одной воды, меда, сахара, молока и йогурта недостаточно для абхишеки – то, чем омывают Кришну, в миллионы раз лучше меда и масла. Истинное значение панчамрита-абхишеки очень сокровенно.

Шримати Радхарани направляется из Явата в Нандагаон, думая о Кришне. Кришна в это время думает о Ней. Легкий туман стелется по лугам, покрытым жемчужной росой. Цветы распускаются, трава подобна ковру из шелка, а мед капает с ветвей деревьев вдоль дороги в Нандагаон. Манджари рассыпают по тропинке лепестки роз и лотосов. Придя в Нанда-бхаван, Шримати первым делом рисует вокруг дома узоры ранголи. Тем временем Кришна открывает глаза, потягивается и выходит во двор Нанда-бхавана. Он осматривается, проверяя настроение каждого. Друзья бегут к Нему, сломя голову, чтобы обняться. «О Кришна!» – восклицают они. Попугаи и кукушки на разных языках поют о славе любви Радхи-Кришны, а павлины танцуют вокруг Него, предлагая свои лучшие перья. Гопи украдкой омывают Кришну под дождем любящих взглядов.

А что же насчет погоды?

Джаядева Кави описывает в «Гита-Говинде»: дхира-самире ямуна-тире васати-ване-ванамале. Дует нежный ветерок. Рати-шука-сари, гатам абхисари, мадана-манохара-вешам. От одного вида Кришны в Его мадана-манохара-вешам ветерок пьянеет. На лице Кришны много следов кункумы и кастури, потому что Он целует стопы Шримати Радхарани. Перед тем как выйти из кунджи во время нишанта-лилы, Кришна молится Шримати: «Я хочу видеться с Тобой снова и снова. Позволишь ли Ты получить Свой даршан сегодня вечером?» Он молится Ей, держа Ее стопы и осыпая их поцелуями. Так на лице Кришны и остаются следы кункумы. Смара гарала кханданам мама шираси мандханам, дехи пада паллава ударам.

Рохини Мата рассказывала об этой каруньямрита-дхаре царицам Двараки, но те не могли понять… Далеко не каждый способен вкусить напиток враджа-расы. Как только прозвучало имя Шримати Радхарани, Кришна и Баладева сразу побежали из Судхарма-сабхи в покои цариц. Они не смогли войти внутрь – дорогу им преграждала Субхадра-деви. Она знала, что, услышав эти разговоры, Кришна с Баладевой сразу уедут во Врадж.

Братья начали умолять Субхадру-деви: «О, пожалуйста, впусти нас!»

– Вам туда нельзя.

– Пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста!

У Кришны есть такая привычка – омывать всем стопы. Во время Раджасуя-ягьи Он омывал всем стопы, а во Враджа-мандале, бережно держа стопы гопи, Он омывал Их Своими слезами. Он омывал также стопы Нанды Бабы. И теперь Кришна лил потоки слез на стопы Субхадры, отчаянно умоляя впустить Его в покои цариц, где Рохини Мата делилась враджа-катхой.

– Ели ты нас не пускаешь, тогда Мы будем слушать отсюда, – сказали братья.

Кришна встал с одной стороны, Баладева с другой, а Субхадра стояла посередине. Когда враджа-катха и слава любви Шримати Радхарани коснулись Их ушей, они растаяли от разлуки, проявившись в этом мире в форме Дару-виграхи. Это произошло в день Снана-ятры.

Рохини Мата делилась враджа-катхой с царицами. Хотя Кришна с Баладевой для нее как сыновья, тем не менее ей известно об играх Кришны с гопи. Она помогает Дхаништхе и Кундалате устраивать свидания Радхи-Кришны. Лила-шакти задействует ее в качестве помощницы и покровительницы в играх Божественной Четы. Яшода Мата не знает о сокровенных играх Радхи-Кришны, она думает о Кришне и Баладеве только как о невинных малышах. Но Рохини кое-что известно. «Канхайя всегда играет с гопи, но Дау простой пухленький мальчик, который любит покушать», – думает она. Иногда Рохини Мата помогает Кришне незаметно убежать из Нанда-бхавана: открывает Ему ворота и шепчет: «Быстрей убегай!»

После каруньямрита-дхары, которая длится до девяти утра, приходит черед таруньямрита-дхары. Таруньямрита – это нектар цветущей юности. Утром в Нандагаоне Кришна связан родительской любовью. Яшода Мата кормит своего сыночка и служит Ему, держа во власти ватсалья-снехи. С девяти утра для Кришны наступает пора «свободы». Когда Он идет в лес, мальчики-пастушки дудят в рожки и играют на других инструментах. Кришна играет на флейте, приглашая всех: «Я иду! Присоединяйтесь к нашему веселью!» Он резвится с сакхами, животными и телятами на холмах, в лесах, реках и пещерах Враджа. Также Он тайно встречается с гопи – они переодеваются в мальчиков-пастушков и играют вместе с Кришной и Его друзьями в разные игры. Это время таруньямриты, цветущей юности, возраста кишора, длится с девяти до двенадцати. Как же это сладостно!

В «Гита-Говинде» Джаядева Госвами поет: шрита-камала-куча-мандала дхрита-кундала. Кришна носит кундалы (сережки) и много украшений из цветов. На голове у Него тюрбан с павлиньим пером, а шею украшает вайджаянти-мала. В этой гирлянде восемь разновидностей цветов, которые символизируют восемь главных сакхи. В Его кундалы искусно вплетено много нежных маленьких цветочков. Ласат-кундалам гокуле враджаманам. Кришна гуляет по Враджу, а в ушах у Него игриво покачиваются сережки, которые то и дело целуют Его щеки. Цветочки в них – это Шримати, Лалита, Вишакха, Рупа, Рати и другие гопи, которые приняли такой облик, чтобы целовать Кришну. Это таруньямрита-дхара.

Таруни – это очень привлекательная девушка в самом расцвете юности. Рупа Госвами описывает, как все таруни, прекрасные девушки Враджа, прославляют Шримати Радхарани: гокула таруни мандала махите. Когда много таруни, или кишори, вместе дают Кришне испить нектар своей любви, целуя и обнимая Его, это называется таруньямрита-дхара-снана (таруни – это единственное число, а тарунья – множественное). Как это происходит? Тело Кришны украшено разными цветочными украшениями, и все таруни прячутся в них в форме цветов. Гопи принимают также форму чанданы, кункумы, растертых в пасту минералов, и всем этим умащают тело Кришны. Таким образом, гопи обнимают Его и омывают в нектаре таруньямрита-дхары. Поэтому они всегда присутствуют с Кришной, но скрытно. На то они и гопи (то есть те, кто действует очень тайно).

В начале мадхьяника-лилы Кришна в одиночестве идет на Радха-кунду. Он сидит на южной стороне Радха-кунды, а Шримати находится в кунджа-кутире, с северной стороны. Ветерок, коснувшись вуали Радхарани, летит к Кришне, чтобы поделиться с Ним бесценным ароматом.

ясьях кадапи васананчала кхеланоттха

дхаянти дханья паванена критартха мани

йогендра дургама гатир мадхусудано ‘пи

тасья намо сту вришабхану бхуво дише пи

(Радха-раса-судха-нидхи, 2)

[Я склоняюсь в поклоне в направлении дочери Шри Вришабхану. Когда дующий с Ее стороны легкий ветерок игриво колышет краешки Ее одежд, Господь Кришна, недостижимый для лучших из йогов, считает, что достиг высшего совершенства жизни.]

Кришна восклицает: «О, как же Я удачлив – сегодня Меня коснулся аромат Радхарани, исходящий от Ее вуали!»

Йо брахма рудра шука нарада бхишма мукхьяир – Брахма, Нарада, Шука, Бхишма, Прахлада – все они молятся о милости Радхарани. Теперь Кришна – натавара-нанда-кишора, и Шримати дает Ему таруньямрита-дхара-снану. Влюбленный человек в этом мире, просто услышав имя своей возлюбленной или увидев ее фото, будет счастлив. Когда Кришна отправляется в лес, Он видит Радхарани на всех цветах и листочках на деревьях, а в каждом лесном звуке слышит Ее имя. Когда Он проходит под деревом, на Его голову капает мед, цветы, распускаясь, нежно осыпают Его, а сочные фрукты падают к Его стопам. Все плоды и цветы в лесу мечтают коснуться Кришны, обнять Его и поцеловать. Это таруньямрита-дхара-снана.

Когда люди слышат об этом, они вспоминают свои любовные похождения. Но те, кто слушает с искренностью и верой, очистятся от всех материальных загрязнений.

Кришна произнес:

на майи авешита-дхиям

камах камая калпате

бхарджита кватхита дханах

прайо биджая нешате

(Шримад-Бхагаватам, 10.22.26)

[В сердце того, кто постоянно размышляет обо Мне, никогда не прорастет семя материальных желаний, точно так же, как не прорастают обожженные на солнце и сваренные зерна ячменя.]

Слушание об играх Кришны убирает влияние майи и сжигает мирские желания. Возможно, они будут присутствовать в сердце какое-то время, но станут словно обжаренные зерна, которые уже не прорастут.

викридитам враджа-вадхубхир идам ча вишнох

шраддханвито ‘нушринуяд атха варнайед ях

бхактим парам бхагавати пратилабхья камам

хрид-рогам ашв апахинотй ачирена дхирах

(Шримад-Бхагаватам, 10.33.39)

[Разумный человек – это тот, кто, преисполнившись веры, сначала непрерывно слушает от своего гуру повествования о несравненном танце раса Господа Шри Кришны с гопи Враджа, а затем описывает эти игры. Благодаря этому он быстро достигает према-бхакти к Верховному Господу и избавляется от такой болезни сердца, как вожделение.]

Таруньямрита-дхара-снана очень сокровенна. Ее тайны в форме сутр приоткрываются в «Рай-Рамананда-самваде» и «Говинда-лиламрите».

Когда Рохини Мата рассказывала хари-катху, большинство цариц Двараки не слушали, потому что такие рассказы сразу пробуждали в них жгучую зависть. Однако Кришна, Баладева и Субхадра растаяли. Их веки перестали опускаться – они не моргая смотрели в сторону Враджа-мандалы. Кришна видел враджаваси, будто они находились прямо перед Ним.

Баладева Прабху, вернувшись во Враджа-мандалу на полгода, два месяца провел с гопи, переживая их настроения в разлуке. И теперь, вдалеке от Враджа, Он, как и Кришна, чувствовал невыносимую боль разлуки. Субхадра-деви находилась посередине. «По желанию Радхарани я пришла в Двараку из Враджа, чтобы помочь Кришне и Баладеве, – думала она, – но почему теперь я помогаю дваракаваси? Как же я могла забыть Врадж?»

Субхадра – это йогамайя-шакти, но она забыла о Врадже, поддавшись айшварье Двараки. Однако, услышав враджакатху от Рохини Маты, к ней пришло чувство невыносимой тоски. Руки Кришны и Баладевы от разлуки растаяли до локтей, ее же руки и ноги полностью исчезли.

Если вы слушаете такую хари-катху из уст расика-пранайи бхакт, вы сможете что-то понять о враджа-расе. И тогда вы станете как Джаганнатха, Баладева и Субхадра. Одно-единственное желание будет гореть в вашем сердце: «Как служить Кришне и враджа-деви, находясь под их руководством?»

Джаганнатха пребывает в сердце Радхарани как шалаграма. Ее сердце – это прекрасный трон для шалаграмы, Кришны, и Он никогда не покидает это сладостное место. Шримати видит: «Кришна тайно вошел в Мое сердце и никогда не захочет уходить из Него».

Когда ребенок испытывает страх, он бежит к матери и прячется у нее под юбкой. Не в силах терпеть разлуку со Шримати, Кришна спрятался под Ее анчалой. Так Он вошел в кунджу Ее сердца. Словно ребенок, разлученный с единственным человеком, которого знает – со своей матерью, Кришна страдал… Он спрятался, как дитя, в форме шалаграмы, под нила-анчалой, синей вуалью, Шримати Радхарани. «Я не могу без Тебя! – воскликнул Он. – Пожалуйста, не оставляй Меня!» С тех пор Он стал известен как Джаганнатха, Господь Вселенной, который пребывает в Нилачала-дхаме.

Враджаваси так или иначе терпели разлуку с Кришной, поскольку разделяли друг с другом сердечную боль. Но что было делать Кришне? Кто мог утешить Его? От любви в разлуке Кришна, Баладева и Субхадра растаяли. Этот божественный облик стал отражением бхав, которые переполняли Их сердца. Подобным образом, когда Шримати Радхарани плакала по Кришне, Она проявилась как Према-саровара.

Джаганнатха – это расараджа-махабхава-сварупа. Когда любовь Кришны достигает такой высоты, Он тает. Не испытав глубокую разлуку, мы не сможем понять, какой болью она наполнена.

Поэтому Шрила Бхактивинода Тхакур в глубокой печали поет:

говинда вираха прана нахи рахи, парана чхадите ара дин дуи чари

«Я не могу прожить и секунды без Говинды. Не в силах поддерживать жизненный воздух, я готов оставить тело в любой момент».

нимеша хаила югера самана

«Каждый миг разлуки с Кришной кажется вечностью».

Подобную разлуку чрезвычайно трудно вынести. Поэтому Кришна растаял от любви в разлуке и стал Джаганнатхой. В данном облике проявились величие и слава любви Шри Шри Радхи-Кришны. Такова сварупа-вайшиштья, особенность, облика Джаганнатхи.  Когда Кришна купается в океане нежной любви таруни Враджа, Он тает, показывая всем особенность этой любви. Это и есть таруньямрита-снана.

После нее начинается лаваньямрита-дхара-снана. Теперь Шримати Радхарани поет. Песни Джаядевы Кави, например, «лалита-лаванга-лата» и «рати-шука-сари», приоткрывают тайны лаваньямрита-дхара-снаны.

Только звуки этих песен коснулись ушей Джаганнатхи, Он устремился с алтаря прямо в джунгли. Он так бежал, что даже не замечал, как Его роскошные шелковые одежды рвутся о ветви терновника. Подобным образом Махапрабху, услышав «Гита-Говинду» в исполнении девадаси, поспешил на звук. С огромным трудом Говинде Прабху удалось остановить Его.

Шримати Радхарани и манджари выражают свою любовь в виде песен, и Кришна купается в ней. Это и есть лаваньямрита-дхара-снана. Ее нектар бережно хранится в «Вену-гите», «Гопи-гите», «Праная-гите», «Бхрамара-гите» и песнях Джаядевы, Видьяпати, Чандидаса, Нароттамы даса Тхакура, Шрилы Бхактивиноды Тхакура и Лочана даса Тхакура («э’ло гаура-раса-нади кадамбини хойе»).

Обычные люди не могут служить Кришне подобным образом. Это служение, лаваньямрита-дхара-снана, гоп совершают настолько сладостно, что Кришна не может оставить Врадж ни на секунду. В океане лаваньямрита-дхары нет ни берега, ни дна. Тот, кто вошел в этот океан, уже никогда не сможет выбраться на сушу. Сам Кришна, растаяв, утонул в этом океане! В этот момент Шримати Радхика и Кришна стали единым целым, а Рамананда Рай выразил Их чувства в стихе

на со рамана, на хама рамани

дунху-мана манобхава пешала джани’

э сакхи, се-саба према-кахини

кану-тхаме кахаби вичхурала джани’

на кхонджалун дути, на кхонджалун ан

дунхукери милане мадхья та панча-бана

(Чайтанья-чаритамрита, Мадхья, 8.194)

«Наша привязанность друг к другу стала естественным продолжением Нас Самих. Причина ее кроется не в Кришне, который наслаждается Мной, и не во Мне, ибо Я лишь доставляю Ему наслаждение. Причину следует искать в другом. Возникновением этой привязанности Мы обязаны Нашей встрече. Такая обоюдная привязанность именуется манобхавой, самим богом любви. Ум Кришны и Мой ум слились воедино. Сейчас, в разлуке, очень трудно объяснить Нашу любовь. Дорогая подруга, хотя Кришна, возможно, уже забыл обо всем, ты понимаешь Меня и сможешь передать Ему Мои слова. Но во время Нашей первой встречи Мы ни через кого не передавали посланий, и Я никого не просила встретиться с Кришной. Нашими посредниками были пять стрел бога любви».

Это вираха-вихина Джаганнатха. После этой катхи Махапрабху проявил расараджа-махабхава-сварупу.

радха-кришна-праная-викритир хладини шактир асмад

экатманав апи бхуви пура деха-бхедам гатау тау

чайтаньякхьям пракатам адхуна тад-дваям чайкьям аптам

радха-бхава-дьюти-сувалитам науми кришна-сварупам

(Чайтанья-чаритамрита, Ади, 1.5)

«Шримати Радхика – это энергия наслаждения (хладини-шакти) Кришны и воплощение Его любви (пранаи). Они – экатма-сварупа (одна душа, единый Господь), поэтому Радхарани неотлична от Кришны и едина с Ним. Чтобы вкусить трансцендентное блаженство Своих любовных игр, Они навечно предстали в двух отдельных образах. Теперь же эти две божественные личности – севья и севак, вишая-таттва и ашрая-таттва – проявились в образе Шри Чайтаньи Махапрабху. Снова и снова я кланяюсь Шачинандану – Самому Шри Кришне, украшенному настроением Шримати Радхики и золотистым цветом Ее тела».

В Гамбхире Махапрабху, слушая песни Чандидаса, Видьяпати и Джаядевы Кави, так погружался в эти настроения, что до крови царапал лицо о стены. Порой Его конечности удлинялись, а порой входили в тело, как у черепахи.

Во время Снана-ятры, день явления Господа Джаганнатхи, дайита-пати (слуги Джаганнатхи), воплощения враджа-деви и враджаваси, омывают Джаганнатху, Баладеву и Субхадру с утра до обеда. Затем Джаганнатха плачет и молится: «Когда Я снова попаду во Враджа-дхаму? Когда враджаваси, Мои дайиты (возлюбленные), возьмут Меня во Врадж?»

Вечером Джаганнатху, Баладеву и Субхадру наряжают, как слонов, что символизирует их нетерпение отправиться во Врадж. Джаганнатха подобен бешеному слону, готовому бежать во Врадж так быстро, что никто не сможет Его остановить.

Кришна проявляется как Джаганнатха, когда слышит враджа-катху из уст Рохини Маты, а также когда Шримати исчезает, и Он испытывает разлуку с Ней. Иногда Шримати, украсив Себя маном, божественным гневом, скрывается из виду, и тогда Кришна горестно сокрушается. Во время разлуки с Ней Кришна становится Джаганнатхой: Его руки, ноги и веки исчезают… Без милости, даршана и прикосновений Шримати Радхарани Он не может сохранять Свой облик. Порой Кришна настолько сосредоточен на мыслях о Радхарани, что принимает Ее настроение и цвет тела. В такие моменты Он начинает повторять: «Кришна, Кришна, Кришна». Парам-гурудев поет:

радха-чинта-нивешена ясья кантир вилопита

шри кришна чаранам-ванде радха-лингита-виграха

Это Радха-Винода-бихари: Кришна теряет в разлуке Свое темноликое очарование и предстает в облике Радха-Винода-бихари. Такие темы можно понять по милости Гуру-пада-падмы и расика Вайшнавов.

Кришну способна покорить только нежная любовь. Когда Радхарани заключает Джаганнатху-Кришну в объятия, Он становится золотистым Радха-Винода-бихари – радха-лингита-виграха. То же самое происходит, когда Кришна, всецело охваченный чувством разлуки с Радхарани, принимает Ее настроения. Тогда у Джаганнатхи снова появляются руки и ноги. В это время Господь Джаганнатха с головы до пят украшен золотом. У него золотые руки и ноги, а также большая золотая флейта. Этот лила-пурушоттама Кришна пребывает в объятиях златоликой Шримати Радхарани, наслаждаясь Своими несравненными играми.

Я попытался дать вам некоторое представление о Снана-ятре. Если вы повторяете каждый день 64 круга, следуя наставлениям Махапрабху и Шрилы Гурудева, тогда вы сможете это понять. Иначе Джаганнатха Пури так и не откроется вам… Вы не сможете вкусить апракрита-расу! Поэтому сосредоточенно повторяйте харинаму, молитесь Шриле Гурудеву и изучайте книги Госвами.